Стратегия «Pirouette» оптимальное сочетание классических подходов

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — лидер рейтинга! Бесплатное обучение и демо счет!
    Контроль честности и надежности!
    Получите бонус за регистрацию на сайте Бинариум:

  • ФинМакс
    ФинМакс

    2 место в нашем рейтинге. Надежный брокер!

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ PIROUETTES В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ

студент, кафедра классический танец Московская государственная академия хореографии

Балет — вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит классический танец, подчиненный строгому кодексу правил. Он включает в себя большое количество различных движений, среди которых всевозможные позиции и позы, вращения и прыжки.

В программе хореографических училищ на протяжении всех восьми лет основной дисциплиной обучения является классический танец. Искусство классического балета прекраснейшее, но и сложнейшее из всех искусств. На протяжении веков вырабатывалась его система. Система классического танца — это неразрывная связь логики и последовательности. Нет движений, существующих изолировано, каждое базируется на принципе какого-либо другого, более простого движения, которое, в свою очередь служит основой для следующего, более сложного технически.

Необходимо понимать, что основы владения танцем закладываются в младших классах. И от того, насколько успешно будет усвоена программа в этих классах, зависит дальнейшее обучение в средних и старших классах. В связи с этим большая ответственность лежит на плечах педагогов-специалистов, отвечающих за обучение учащихся. Педагоги должны досконально знать предмет и уделять внимание детям.

Сегодня мы имеем подробно разработанную методику построения урока, его строго определенные цели и задачи, соответствующие каждому году обучения.

Одним из основных элементов классического танца являются вращения в малых и больших позах, в основе которых лежат различные pirouettes en dehors и en dedans. Они используются почти во всех хореографических постановках.

В классическом танце существует огромное количество разновидностей вращения в этой статье мы не будем, пытаясь объять необъятное, обратимся к одному из самых известных и распространенных в танце типу вращения — пируэту, или, как еще называют, «туру». Название свое движение получило во Франции. В переводе «тур» означает «поворот». Но родилось оно раньше, чем получило свое имя. Возможно, простейшие виде пируэта появились с возникновением самого танца.

Вращения на одной ноге описаны в танцах средневековых актеров, а позднее и в хрониках, освещавших придворные балетные представления.

Типология пируэтов в классическом танце.

Пируэты в классическом танце подразделяются на маленькие pirouettes и большие pirouettes, и tours больших позах. [2, c. 211]

Пируэты, в которых свободная нога во время вращения на опорной занимает положение у колена, называют малыми пируэтами. Пируэты, которые выполняются в позы с отведенной ногой на 90 градусов, называют tours. Пируэты имеют свои разновидности и могут выполняться с помощью различных подходов в направлении en dehors или en dedans.

Техника исполнения пируэтов.

Основные моменты в технике исполнения пируэтов:

а) вращательный толчок

в) его окончание

В этой последовательности и рассматриваются все формы и правила выполнения пируэтов.

Вращательный толчок к пируэтам осуществляется с разных подходов, у всех этих подходов есть своя форма и особенность исполнения. Сам же pirouette, то есть момент вращения всего тела, фиксирует единую академически верную форму. Начало и окончание пируэта могут быть самыми разнообразными по форме и степени исполнительской трудности. На все эти моменты нужно обращать особое внимание при освоении техники малого пируэта и отрабатывать в равной мере.

Силу вращательного точка надо всегда умело соразмерять с количеством, темпом и характером пируэтов.

Техника вращения в классическом танце требует от танцовщика умения быстро и четко ориентироваться в пространстве, координационно верно перемещать центр тяжести тела на опорную ногу, длительное время удерживать вертикальную ось тела, академически верно воспроизводить форму исполняемого движения, хорошо чувствовать его ритм и динамику.

Основные правила, на которые опирается правильное и устойчивое вращение — это правильное поставка корпуса с крепкой спиной, которая позволяет держаться в строго вертикальном положении при вращении, упругие руки, которые должны при вращении сохранять форму и позицию, выворотная пятка опорной ноги в момент подъема на полупальцы, четкие повороты головы и фиксация взгляда в определенной точке и конечно выносливость, волевая выдержка и внимание ученика.

Во время вращательного толчка важно, чтобы руки строго сохраняли заданные позиции классического танца, корпус активно посылается в направлении вращения, голова на каждом пируэте ритмично и чеканно осуществляет свой поворот. Если у ученика нет этих трех основных отработанных моментов, то техника его не может стать стабильной и разнообразной по своему характеру. Учащимся, еще недостаточно постигшим технику вращения, не следует позволять «вертеть» пируэты больше заданного количества и тем более в темпе, не недоступном для них. Погоня за количеством оборотов обычно ведет к частым срывам равновесия, неуверенности в своих силах, к примирению с ускоряющимися ошибками.

Увеличивать количество выполняемых пируэтов от одного года к другому необходимо постепенно и последовательно, с индивидуальным подходом к каждому ученику.

Спокойный, подтянутый корпус, подтянутая выворотная опорная нога на высоких полупальцах с закрепленной щиколоткой, активно поднятая и согнутая в выворотном положении работающая нога на середине голени, руки в первой позиции — такова стабильная поза при вращении.[1, c. 151-152] Основной и трудной задачей при исполнении пируэта является моментальная фиксация стабильной позы. Необходимо следить за опорной ногой, она должна быть предельно натянута. Ускорению вращения способствует рука, открытая на вторую позицию в preparation, в момент вращения она закрывается в первую позицию более активно, но не замахивается. Повороты головы обязательно фиксируют взглядом точку перед собой. В окончании каждого пируэта голова быстро возвращается в исходное положение.

Большое значение имеет правильное исполнение demi-plie перед пируэтом. Стопы обеих ног должны быть ровными, без упора на большой палец. Необходимо следить, чтобы пятки, особенно перед подъёмом на полупальцы, сохраняли выворотное положение и плотно прилегали к полу.

При выполнении пируэта большое значение имеет положение головы. При этом крайне важную роль играет точная направленность взгляда.

«Устойчивое и эмоциональное окончание пируэтов, особенно многократных, является чрезвычайно важным элементом в танцевальной технике. Можно выполнить большое количество пируэтов в отличном стиле, стремительном темпе и увлеченном характере, но недостаточно устойчивое или формально окончание резко снизит их художественную ценность. Пируэты должны всегда заканчиваться устойчиво и эмоционально, в строгой манере, без каких-либо нарочитых жестов на зрителя. Устойчивое и эмоциональное окончание пируэтов – это мастерство.

Чтобы окончание пируэта отрабатывалось правильно, необходимо осуществлять его в едином темпе, прекращая инерцию вращения сразу энергичным, но достаточно мягким и устойчивым действием рук, ног, корпуса головы.» [3, c. 332]

Устойчивое окончание пируэта зависит не только от точности его выполнения, но и от силы исходного толчка. Если пируэт взят слишком сильно, то окончание его может оказаться неустойчивым по технике и нестабильным по характеру. Поэтому, исполняя пируэты, надо предвидеть все моменты его развития, начиная от вращательного толчка, до завершающей остановки. Соразмеряя количество, темп и характер предстоящих пируэтов, необходимо всегда иметь в виду их окончание, которое не будет устойчивым и убедительным, если к нему начинают готовиться во время вращения, а не до него.

Вращательный толчок, вращение и остановка после него есть одно целое, на нем держится и отрабатывается техника пируэта.

В заключении приходим к следующим выводам.

Для правильного исполнения вращений и пируэтов в классическом танце необходимы:

-правильное поставка корпуса с крепкой спиной, которое позволяет держаться в строго вертикальном положении при вращении;

-упругие руки, которые должны при вращении сохранять форму и позицию;

-выворотная пятка опорной ноги в момент подъема на полупальцы;

-четкие повороты головы и фиксация взгляда в определенной точке;

-музыкальный материал, доступный учащимся и соответствующий характеру исполняемого движения, очень важно следить за выразительностью исполнения.

Только четкое и неукоснительное выполнение всех правил ведет к грамотному исполнению пируэтов.

Список литературы:

  1. Ваганова А. Я. Основы классического танца. — СПб.: Издательство «Лань», 2003.
  2. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца.- Л.: «Искусство», 1976.
  3. Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2-е изд., — М.: Издательство «Искусство», 1981

№330 Методика классического танца. Повороты и вращения

Александр Николаевич проходит вместе с семинаристами путь от простейших поворотов, изучаемых в первом классе профессиональной балетной школы, до сложнейших связок во вращении на полу и в воздухе. Рассматриваются основные приемы обучения, анализируются типичные ошибки и методы их устранения. Также дается анализ методик обучения, используемых разными школами классического танца.

Комплектация

2425 q

Полное описание

Вся методика современного преподавания классического танца в профессиональной балетной школе по-прежнему базируется на методике, разработанной А.Я.Вагановой. Теория не меняется. В чем же секрет, если все давным-давно систематизировано и изложено в печатной литературе? У каждого педагога в процессе работы возникают сложности в обучении, а также появляются свои пути их решения. Часто удачно найденное слово или сравнение преображает ученика, делает трудное движение легким, некрасивую позу красивой. Прописные истины, сказанные в образном контексте, обретают новый смысл. Своими методическими приемами обучения классическому танцу делится с участниками летнего семинара 2020 года Александр Николаевич Шелемов. Видеоматериал Александра Николаевича адресован преподавателям классического танца профессиональных учебных заведений, профессиональных хореографических коллективов, школ искусств, а также педагогам-хореографам, которые работают с самодеятельными коллективами, но в обучении стремятся четко следовать канонам классического танца, предъявляют высокие требования к своим ученикам, к точному, профессиональному исполнению ими тех или иных движений.

Данный курс является логическим продолжением курса видеолекций А.Н.Шелемова «Классический танец для детей 7-11 лет» (Осень-2008, № 213), в котором уже говорилось о некоторых методических приемах первоначального изучения поворотов и вращений. В этом курсе А.Н. Шелемов проходит вместе с семинаристами путь от простейших поворотов, изучаемых в первом классе профессиональной балетной школы, до сложнейших связок во вращении на полу и в воздухе. Рассматриваются основные приемы обучения, анализируются типичные ошибки и методы их устранения. Также дается анализ методик обучения, используемых разными школами классического танца.

Знаете ли вы, с чего начинается grand pirouette, jete en tournant и 32 fouette, что общего между телом артиста балета и ящиками комода, откуда «растут руки», какая нога «главная» и на какой ноге исполняется поворот на двух ногах? Всегда ли Вы можете определить причину ошибки, допущенной учеником, и находите нужные слова, чтобы исправить ошибку в движении, которое не получается? Если да, то данный курс точно не для вас и ничего нового вы не узнаете. Если нет, то в видеоматериалах по методике исполнения поворотов и вращений в классическом танце А.Н. Шелемова вы найдете много нового, полезного и интересного.

С течением времени происходит изменение понятия эталона красоты в человеческом обществе, изменяются требования к эстетике тела и движению в балете. В видеоматериале А.Н. Шелемова – подробный обзор литературы по методике преподавания классического танца. Александр Николаевич приводит примеры как профессиональной, так и популярной литературы, где методику можно прочитать «между строк».

Сложные для объяснения и понимания вещи Александр Николаевич рассказывает простым и понятным языком: «Не грузите ребенка длинными объяснениями. При исполнении сложных движений всегда есть какие-то подготовительные моменты, на которых вы уже объяснили, как это делается».

Педагог, столкнувшийся на практике и пытающийся «бороться» с излишним «форсом» у ученика, по достоинству оценит слова А.Н. Шелемова: «Пируэт заканчивается за одну четверть поворота до предполагаемой остановки».

Александр Николаевич также делится секретом, как научить мгновенно различать понятия en dehor и en dedan в поворотах на одной ноге, определение которых вызывает затруднение практически у всех учащихся. Как раз и навсегда научить ребенка правильному положению ноги в attitude. «Вращение ставится на середине, а у станка мы отрабатываем устойчивость», — цитирует Александр Николаевич знаменитого педагога Н.И. Тарасова.

К видеокурсу прилагается музыкальный материал.

Хронометраж

№ 330.1 (1 ч 24 мин)
— Методические приемы первоначального проучивания поворотов на двух ногах: поворота de tourne — поворота на двух ногах к станку и от станка, поворота soutenu en tournant у станка и на середине.
— Первоначальное проучивание поворотов на одной ноге.
— Поворот fouette носком в пол к станку и от станка, порядок проучивания поворота fouette на plie и на полупальцах.
— Подворот на двух ногах в V позиции.

№ 330.2 (1 ч 24 мин)
— Проучивание поворота fouette у станка с ногой на 45 градусов на целой стопе и на полупальцах.
— Подготовительный комплекс движений к повороту fouette –- plie-releve, plie-releve с demi-rond.
— Поворот fouette с effаce до efface или fouette en efface у станка и на середине.
— Grand rond de jambe jete у станка как подготовительное упражнение к fouette с effаce до efface.
— Grand fouette в arabesque и в attitude.
— Итальянское fouette.
— Исполнение поворота fouette с прыжком.
— Терминология вращений: tour и pirouette.
— Положение sur le cou-de-pied спереди и сзади во время исполнения вращений. — Подготовка к вращению в маленьких и больших позах.
— Работа рук во вращении.

№ 330.3 (1 ч 22 мин)
— Методические приемы обучения вращению на середине.
— Маленькие пируэты из V позиции en dehor и en dedan: работа головы, работа рук, работа ног (опорной и работающей).
— Методика проучивания маленьких пируэтов из IV позиции en dehor и en dedan: положение рук при исполнении preparation, опора и перераспределение веса на ноги в preparation по IV позиции, работа рук и ног на вскоке и соскоке.
— Анализ возможных ошибок, определение их причин, способы устранения.

№ 330.4 (1 ч 29 мин)
— Подготовительные упражнения и методика проучивания вращений с продвижением: tour pique, tour degage, tour chaines, glissade en tournant.
— Подготовительный этап и переход к исполнению этих вращений по кругу.
— Tour lent.
— Подготовительные упражнения и методика проучивания вращений в больших позах: preparation, работа головы, работа рук.
— Сочетание preparation к вращению в больших позах с tour lent.
— Подготовительные упражнения и методика проучивания женского вращения fouette, мужского вращения grand pirouette.
— Анализ возможных ошибок, определение их причин, способы устранения.

№ 330.5 (1 ч 20 мин)
— Включение поворотов и вращений в комбинации у станка.
— Включение движений en tournant и вращений в экзерсис на середине: temps lie, battement tendu, battement fondu.
— Комбинация quatre pirouette.
— Примеры связок, состоящих из различных вращений.
— Примеры комбинаций вращений с продвижением по диагонали и по кругу.

№330А (1 ч 01 мин)
— ZIP-архив, 30 треков

Классическая терминология

Содержание

В классической хореографии, как и в других танцевальных направлениях, существует свой набор терминологии. Особенность балета в том, что термины преимущественно взяты из французского языка. Изначально, во время зарождения этого искусства во Франции, названия заимствовались из итальянского, но уже в начале 18 века, лексикон балета развивался и основывался на французских терминах. Из итальянских слов в терминологии остались лишь:

  • пируэт (полный поворот на 360 0 всего тела на одной ноге);
  • кабриоль (прыжок, при выполнении которого танцовщик подбивает одну ногу другой);
  • револьтад (прыжок, во время которого одна нога переносится через другую и выполняется поворот).

Большая часть терминов подразумевает конкретное движение, которое выполняет танцор (вытягивание, сгибание, разгибание, скольжение, поднятие и пр.), некоторые акцентируют внимание на характере выполнения (торжественность, журчание и пр.), третьи определяют возникновение движения, например бурре. Некоторые названия не относятся ни к одной из категорий, например entrechatroyale (королевский прыжок в честь Людовика XIV) или sissonne (изобретено Франсуа де Руасси, графом Сиссонским, в 17 веке).

Чтобы понимать язык классической хореографии, предлагаем ознакомиться со словарем балетной терминологии.

  • Адажио (с итальянского adajio переводится как «медленно», «спокойно»). Часть танца, которая выполняется медленно под спокойную музыку. Понятие используется не только в смысле музыки, но и:
    • Отдельного танца, или части музыкально – хореографической постановки, которые выполняются одним, двумя или более солистами. Наиболее распространено адажио в исполнении дуэта;
    • Для экзерсиса – упражнения у хореографического станка или в центре зала, которые состоят из набора поз и упражнений, поворотных элементов, наклонов в спокойном ритме. Задача адажио – выработать устойчивость, выразительность, музыкальность, гармонию и плавные переходы от одного движения к другому;
  • Аллегро (allegro в итальянском значит скоро, ловко, быстро) – набор упражнений в центре зала, который состоит из прыжков разной высоты и скорости;
  • Alaseconde (буквальный перевод – во вторую) – работающая нога переводится (открывается) в сторону на носок, или поднимается на высоту; в этой позе работающая нога открыта носком в пол или поднята;
  • Aplomb (равновесие) – умение танцовщицы стоять в той или иной позе на одной ноге на протяжении долгого времени;
  • Арабеск (итал. аrabesco – арабский) – одно из основных движений в классической хореографии. Во время его выполнения работающая нога вытягивается в колене и открывается назад с вытянутым в пол носком, или поднимается вверх. Положение рук allongee, взгляд устремляется вдаль, что придает позе грациозности и выразительности. Арабеск символизирует ускользающую мечту, это лейтмотив Жизель или Сильфиды – популярных романтических героинь. Во время выполнения упражнения опорная нога может полностью стоять на стопе, полупальцах/пальцах, быть вытянутой или согнутой в колене. Иногда выполняется с упором на колено и отводом второй ноги. Если поза выполняется в прыжке, то положение ноги может разным (строго перпендикулярно полу, выбрасывание вперед и пр.). Русская балетная школа разделяет арабеск на четыре типа. Первые два – открытые (arabesque effacee), третий и четвертый – закрытые (arabesque croisee).Старая балетная школа выделяла еще пятый тип арабеска, в котором корпус наклонялся, а руки поднимались вперед allongee. Arabesque penchee – поза, при которой корпус наклоняется вперед, чтобы работающая нога могла подняться максимально высоко;
  • Attitude (поза, позиция):
    • Является одной из основных позиций в классической хореографии. Во время исполнения работающая нога сгибается в колене и поднимается назад на высоту. Опорная нога может стоять на стопе, пальцах или полупальцах, руки в позиции allondie. Фигура является основой для большого прыжка. Для ее выполнения, как и арабеска, нужна сильная и гибкая спина. Если аттитюд выполняется вперед, согнутая в колене нога поднимается вперед, а пятка должна быть выше уровня колена. Это лейтмотив горделивых героинь, например Авроры (балет «Спящая красавица»).
    • В широком понимании аттитюд является любой позой, которую принимает танцовщик или танцовщица;
  • Assemble, pas (глагол assembler -собирать). При выполнении этого движения работающая нога может открываться в любом направлении носком в пол, либо в воздух, при этом танцовщица одновременно приседает на опорной ноге. Затем рабочая нога ставится в 5 позицию на пальцы или полупальцы. Движение оканчивается в demi-plie. Если фигура выполняется в прыжке, то ноги собираются в момент полета. Исполнение прыжка может быть разнообразным: на месте (бросок ноги на небольшую высоту, малый прыжок petit pas assemble), или с продвижением (сильный бросок ноги на 70-90 о , предельно высокий взлет grand pas assemble). В первом случае движение начинается с прыжка и броска ноги из 5 позиции. Для выполнения grand pas assemble всегда необходим подход, что позволит достичь максимальной высоты в прыжке. Чтобы удерживать равновесие, руки подхватываются в позицию и помогают прыжку. Дополнительные усложнения в виде заносок или двойных оборотов могут придать движению зрелищности и виртуозности. Главное отличие pas double assemble (исполняется на пальцах или полупальцах на малом прыжке) в том, что фигура выполняется дважды с одной и той же ноги. Если позиция исполняется в сторону, смена ног в 5 позицию выполняется в момент второго движения;
  • Emboite, pas(буквальный перевод шпунтовый) фигура, которая выполняется со сменой ног и переносом веса тела с одной ноги на другую несколько раз подряд.

Petit pas emboite saute – прыжок на месте или с поворотом вокруг своей оси со сменой ног. При каждом исполнении рабочая нога поочередно приводится в surlecou-de-pied вперед или назад. Grand pas emboite saute исполняется с продвижением с одновременным выбрасыванием согнутых ног максимально высоко зачастую вперед или, реже, назад.

Pas emboite может выполняться в виде бега. При этом каждая гона поочередно выбрасывается в воздух (вперед или назад).

Petit pas emboite saute entournant является поочередными прыжками и одновременным поворотом на 180 о . В завершении подменная нога приводится в положение surlecou-de-pied. Исполняется движение с продвижением по прямой линии или по диагонали. Может быть выполнено по кругу в комбинации с другими поворотами.

Pas emboite sentournant выполняется на пальцах или полупальцах, вместо прыжка – шаги с одновременным поворотом. Согнутая в колене нога подводится в положении surlecou-de-pied до колена и выше.

  • Enavant(вперед) – термин для определения положения передней ноги или продвижения танцовщика;
  • Enarriere(назад) – этот термин используется для указания заднего положения ноги, или движения танцовщика назад;
  • Endedans(внутрь) – указывает на направление вращения во время выполнения пируэтов, туров и движений, которые исполняются Entournant к опорной ноге;
  • Endehors(наружу) — указывает на направление вращения во время выполнения пируэтов, туров и движений, которые исполняются Entournant от опорной ноги;
  • Enl’air(в воздухе) – термин показывает, что в момент выполнения либо работающая нога, либо все тело находятся в воздухе;
  • Entournant(в повороте) – термин указывает, что движение выполняется одновременно с поворотом корпуса;
  • Enface(напротив) – исполнитель работает на зрителя, лицом в зрительный зал;
  • Entree (вход) – выход артистов частями;
  • Entrechat(антраша? – с итальянского intrecciato – плетеный, также используется для определения скрещенного прыжка) – прыжок по — вертикали с обеих ног. В момент исполнения ноги немного разводятся и соединяются в 5 позиции. Ноги не ударяются одна о другую, так как находятся в выворотном положении от бедра;

  • Balance,pas (глагол balancer — качать) –движение в любую сторону и с переступанием ног на месте, состоит из pastombe. По сути это pascoupe – упражнение с четкой фиксацией surlecou-de-pied, или без нее. Эффект покачивания создается благодаря легкому перегибу корпуса в талии и наклону головы. Зачастую выполняется подряд несколько раз с разных ног в любую сторону, при этом добавляются различные движения и переводы рук. Из-за того, что движение заимствовано в вальсе, исполняется в музыкальном размере ?;
  • Balancoire, battement(в буквальном переводе — качели) – движение, выполняемое подряд несколько раз с включением корпуса. Во время броска работающей ноги вперед или назад, корпус резко отклоняется в противоположном направлении. Французская балетная школа называет большие батманы grands battements encloche, что переводится как колокол;
  • Ballon (мяч, воздушный шар) – так называют умение танцовщика зависать в воздухе в момент исполнения прыжка. Одновременно фиксируя различные фигуры;
  • Ballonne, pas– прыжок на одной ноге с вытягиванием рабочей ноги и продвижением в любую сторону. Обе ноги возвращаются в позицию surlecou-de-pied;
  • Ballote,pas (глагол ballotter — качать) – прыжок, в котором одна нога закрывается и подбивает другую. При этом наклон корпуса придает эффект качания;
  • Battements(удар, биение) – движения в классической хореографии, которые направлены на разработку силы, выворотности суставов, резкости и эластичности мышц, а также на координацию;
    • Battements Tendus (тянуть): Battement tendu jete (jeter — выбрасывать на 45°), Battement tendu pourbatterie (подготовка к заноске), Grand Battement Jete (выбрасывать выше 90°), Grand Battement Jete pointe, Grands Battements Jete balance;
    • Battements releve lent (в адажио).
    • Battements sur le cou-de-pied: Battement frappe (frapper — ударять), Battement double frappe, Petit battement sur le cou-de-pied, Battement battu (battre — бить), Battement Fondus (fondre — таять) — 45° и 90°, Battement soutenu (soutenir — поддерживать) влюбомнаправлении.
    • Battements Developpes (developper — развивать). Движение, в момент исполнения которого, рабочая нога скользит по опорой с вытянутыми пальцами с последующим открытием в любую сторону. Battement Retire (retirer — забирать, тянуть обратно). Grand Battement Developpe Passe (passer — проводить);

  • Brise,pas (глагол briser — ударять) – продвижение выполняется за ведущей ногой в маленьком прыжке. Конечная точка бризе – 5 позиция. В переводе с французского обозначает легкий морской ветерок;
  • Вариация (Variation) – короткий и завершенный танец для исполнения одного или нескольких танцовщиков. Зачастую это часть Pas dedeux, Pas detrois, Grand Pas, однако возможно введение в виде самостоятельного танца.
  • Glissade,pas (глагол glisser — скользить) имеет два значения:
    • прыжок с продвижением. Начало и конец движения в 5 позиции. Выполняется вместе с demi-plie на одной ноге, в тот момент, когда вторая в скольжении открывается в любом направлении. После, танцовщик выполняет небольшой прыжок и фиксирует 2 или 4 позицию в воздухе и продвигается в сторону ноги, которая открывается. Используется как подход для других прыжков с амплитудой в зависимости от силы планируемого прыжка;
    • открытие одной ноги в сторону в demi-plie с последующим шагом на полупальцах и подтягиванием второй ноги в 5 позицию.
  • Grand(большой) – приставка, которая используется для определения максимальной амплитуды движений во время исполнения: grand plie, grand pirouette, grand battement jete, grand passaute, grand pas dechat и пр.;
    • Grand pas – в классическом балете – сложная форма, которая состоит из выхода танцовщиков, поочередной смене солистов и кордебалета, и завершающей коды. Примеры: гран па из «Дон Кихот», «Пахита» и пр;
  • Дивертисмент (Divertissement — развлечение) – танцевальные номера, которые следуют друг за другом, или концертная программа, которая объединяет в себе разные по жанру и характеру танцевальные произведения;
  • Кодав переводе с итальянского (coda) — хвост, шлейф. Термин имеет три значения:
    • Завершающая часть сольного выступления, состоящего из различных вращений и прыжков, которые выполняются по кругу или по диагонали. Могут выполняться с продвижением в сторону зрителя;
    • Окончание музыкально – танцевальной формы (pas dedeux, pas detrois, pas dequatre и пр.), которое состоит из чередования сольных выступлений. Зачастую исполняются максимально зрелищные комбинации, вращения и другие сложные фигуры по всей сцене (центр, круг, диагональ);
    • Завершение спектакля, где принимают участие все персонажи в том числе и кордебалет.
  • Кордебалет (corpsdeballet дословный перевод – каркас балета) – основная часть труппы, артисты, танцовщики ансамбля, которые выполняют массовые номера;
  • Coupe, pas (глагол couper — резать, подрезать) – движение в классическом танце, выполняет вспомогательную функцию, исполняется вместе с другими фигурами, встречается в упражнениях у станка, по центу зала, в прыжках;
  • Croisee, поза (глагол croiser — скрещивать) – фигура в классическом танце, которая выстаивается из позиции epaulement croise в 5 позиции. Выполняется за счет отведения ноги вперед или назад. Малые фигуры исполняются с вытянутым в пол носком, средние с поднятием ноги на 45 о , большие на 90 о и выше. Опорная нога на стопе, пальцах или полупальцах, натянута, либо полусогнута. Рабочая нога может быть либо полностью вытянута, либо согнута в колене. Движение может выполняться в прыжке. Бесконечные вариации фигуре придают различные положения рук, ног и головы;
  • Leve, temps(глагол lever — поднимать) термин, который обозначает подъем танцовщика на пальцы/полупальцы, или выполнение прыжков на одной/обеих ногах:
    • Подъем на пальцы/полупальцы на одной или обеих ногах в любую позицию, или в позе. В московском балете называется temps releve. Если в названии есть приставка re, это обозначает повторение упражнения. Может выполняться как на вытянутых ногах, так и в позе demi-plie со вскоками и выжиманиями;
    • Прыжок на обеих ногах или на одной ноге в любую позицию. Московская школа называет temps saute. Если прыжок выполняется на одной ноге, вторая остается в положении, принятом до выполнения упражнения. Если движение выполняется в повороте, по первоначальное положение surlecou-de-pied изменяется. Тemps leve с поднятой на 45-90 о ногой является основой для выполнения прыжка кабриоль;
    • Temps leve со сменой позы – подъем на пальцы/полупальцы одной ноги, или прыжок на одной ноге с одновременным отведением другой, которая поднята в воздухе. Grand temps leve passe – амплитудный и зрелищный прыжок танцовщика с продвижением. Во время исполнения одна нога забрасывается вперед, а во время прыжка, натянутая в колене, максимально отбрасывается назад. Вторая нога тоже вытянутая в колене, выбрасывается вперед и на максимальной высоте ноги фиксируются в шпагате;
  • Manege (en manege в буквальном переводе означает бег по кругу) – прыжки, которые повторяются один за другим несколько раз с продвижением по кругу. Зачастую выполняются как элементы коды;
  • Marche, pas (буквальный перевод – переход) – ходьба маршем по сцене;
  • Marche, pas (глагол marcher — двигаться, продвигаться) – легкие перебежки на низких полупальцах. При таком беге происходит акцентированное выведение сильной доли ведущей ноги в полуприседании;
  • Menus, pas (буквальный перевод – маленький) – движение, используется в минуэте. Мелкие шаги на низких полупальцах, выполняются группами из трех танцовщиков;
  • Pas– движения, шаги, лейтмотивы, которые являются основой танца. В широком смысле – это завершенная танцевальная комбинация, или композиция:
    • Pas dedeux (танец двоих) – подобная форма танца принята в балете с 19 века. Такая музыкально – хореографическая композиция состоит из начала (Entree), адажио (Adajio), вариация балерины и танцовщика (Variation), заключительной части (сoda с fouette и grand spirouette). Пример – па де де в «Лебедином Озере»;

    • Pas detrois (танец троих) –форма танца, которая повторяет па де де, только рассчитана на исполнение тремя танцовщиками. Также может быть русским парным бальным танцем, в который включены элементы минуэта, мазурки, вальса.
  • Pas de bourree – движение танца бурре. Pas de bourree suivi (глагол suivre — придерживаться, продолжать) – движение в женской партии, поочередные мелкие переборы на пальцах/полупальцых в 5 позиции без смены ног на одном месте, вокруг себя, либо с продвижением. В произведении Михаила Фокина «Лебедь» — это основное движение;
  • Pas de chat (буквальный перевод — кошачье движение (па)) — движение, в основе которого имитация кошачьей грации. Сегодня так называют сразу несколько различных прыжков, однако, А.Я. Ваганова определяла этим термином прыжок с отбрасыванием полусогнутых ног назад по очереди с одновременным прогибом в корпусе и руками в позиции allongee. Завершается движение проведением ноги сзади вперед в 5 или 4 позицию;

Простейшая форма pas de chat. Когда ноги двигаются вперед, поочередно сгибаются и во время прыжка перемещаются в 5 или 4 позицию. Возможно и перемещение назад, однако это редко встречается на сцене. В зависимости от сгибания коленей варьируется высота и амплитуда прыжка: от маленького surlecou-de-pied до высокого и амплитудного passe (retire). Итальянский pas de chat – разновидность данного прыжка. В момент выполнения, нога, которая делает первое движение, вытягивается в стопе и колене и выбрасывается на 2 воздушную позицию;

Grand pas de chat (grand pas jete developpe) – амплитудный прыжок, во время которого одна нога подогнута и раскрывается в воздухе. Во время исполнения такой фигуры рабочая нога поднимается вверх, при этом сгибается в прямом положении, в момент взлета она раскрывается максимально высоко вперед. В это время вторая нога натягивается в колене и высоко выбрасывается назад. В современных постановках танцовщики в момент прыжка раскрывают ноги в шпагат. Руки могут быть в любой позиции. Возможно исполнение прыжка «в кольцо», со сгибанием задней ноги и прогибом корпуса назад;

  • Pas de ciseaux (буквальный перевод – движение ножниц) – прыжок с одной ногу на другую. Обе ноги забрасываются вперед, после чего одна через 1 позицию отводится назад в фигуру arabesque. Варианты выхода могут быть различными;
  • Pas de poisson(движение рыбы) – прыжок с одной ноги на другую с отбрасыванием ноги назад;
  • Passe-pied– перевод стопы в 5 позицию сзади вперед или спереди назад. Существует несколько вариантов исполнения:
    • возможен перевод через surlecou-de-pied;
    • через 1 позицию проходящую. Опорная нога стоит на полной стопе, пальцах или полупальцах с одновременным подъемом и опусканием в demi-plie;
    • смена в 5 позицию через маленькие шаги с продвижением;
  • Passe(глагол passer — проходить, переводить) – вспомогательная фигура для перевода работающей ноги из одного положения в другое:
    • Passe parterre – работающая нога открыта на носок в пол, или на высоту, переводится в стону/вперед/назад через 1 позицию. Ноги могут быть вытянуты, либо полусогнуты (demi-plie);
    • Passe enl’air – работающая нога открыта на высоту в любую сторону, переводится в любую фигуру через сгибание в положение surlecou-de-pied либо в позицию «у колена» и перемещается в нужное направление с разгибанием;
    • Перевод ноги в пятую позицию через положение «у колена»;
    • Passe (положение) – в русской школе данный термин семантически неверный. В этой позиции работающая нога сгибается в колене в прямом или выворотном положении, подводится к икре или колену опорной ноги;
  • Plie (глагол plier — сгибать [имеется в виду колени]):
  • Приседание на обеих или на одной ногев любой из существующих позиций, выполняется на полной стопе, пальцах или полупальцах. Движение может отличаться по темпу и характеру, силе сгибания колена. В зависимости от степени сгибания делится на demi-plie (полуприседание) и grand plie (глубокое приседание). Первый тип может быть как самостоятельным, так и связующим движением, например, при переходе из одной позиции в другую. Большая часть прыжков, вращений и вскоков начинается и/или заканчивается demi-plie. Упражнение в виде учебного варианта помогает развить координацию и мышечную силу. Классический танец использует вращения, которые начинаются с grand plie в любой позиции;
  • Может обозначать сгибание работающей ноги, которая поднята вверх в любом направлении;
  • Portdebras (Porter — носить , Bras — рука) – правильный перенос рук в основные позиции (1,2,3), закругленными (Arrondi), удлиненными (Allonge) с поворотом или наклоном головы, корпуса. Различают порт де бра первое, второе и третье;

  • Releve(глагол relever — поднимать) – поднятие работающей ноги на любую высоту, или же подъем на пальцы/полупальцы одной или обеих ног:
    • Relevelent, battement – медленное поднятие рабочей ноги, натянутой в колене, максимально высоко (от 90 о ) в любом направлении. Является элементом адажио;
    • Releve, pas — то же самое, что Leve, temps;
    • Releve, temps – подготовительное движение для исполнения туров и пируэтов. В чистом виде является подготовочным к вращениям. Petit temps releve a la 2nd: работающая нога в позиции surlecou-de-pied, опорная – в приседании, руки в первой позиции. Полусогнутая рабочая нога выводится в сторону на высоте 45-60 о , опорная нога при этом выравнивается или становится на пальцы/полупальцы. Руки раскрываются во 2 позицию. Temps releve endehors выполняется из положения surlecou-de-pied спереди, endedans — из положения surlecou-de-pied сзади. Grand temps releve a la 2nd – то же упражнение, но работающая нога выводится более чем на 90 о ;
  • Renverse, pas(глагол renverser переводится, как опрокидывать) – движение, во время которого корпус запрокидывается в повороте. Включает в себя наклон корпуса вперед в demi-plie, затем вскок на пальцы/полупальцы и небольшой перегиб корпуса назад с последующим pas de bourree entournant. Во время первого переступания прогиб корпуса увеличивается, во время второго корпус выравнивается. Прием tempsleve выполняет Renverse с прыжком.
    • Самая распространенная форма renverse en attitude (renverse en dehors). В начале движения приседание в открытой или закрытой позиции, после чего выполняется прыжок в позицию attitude croisee и pas de bourree endehors. Во время выполнения renverse en dedans прыжок делается в позу croisee вперёд а pas de bourree выполняется обратно — в повороте en dedans;
    • Renverse en ecarte более сложное движение по координации и выполняется в fouette.

  • Ciseaux— то же самое, что pas de ciseaux;
  • Saute, temps (глагол sauter — прыгать) – термин, придуманный московской школой. Обозначает то же, что и temps leve, прыжок на обеих ногах в какой – либо позиции;
  • Suivi – то же самое, что pas de bourree suivi;
  • Sus-sous (буквальный перевод — над—под; смотрите также dessus-dessous):
    • Положение ног в 5 позиции;
    • Temps leve в 5 позиции. По мнению Чекетти – это любое temps [re]leve, для Вагановой это продвижение в любом направлении;
  • Ferme (глагол fermer — закрывать) – термин, обозначающий закрывание ноги, открытой на воздух, в 5 позицию;
  • Fermee, sissonne – прыжок на обеих ногах с продвижением в любую сторону;
  • Fondu, battement(глагол fondre означает таять, плавиться, литься) – термин означает медленное сгибание и разгибание ног;
  • Fondue, sissonne— sissonne fermee, в конце которого ноги не сразу возвращаются в позицию. Приземление приходится на одну ногу, в то время как вторая закрывается в 5 позицию с запозданием, после мягкого проведения всей стопой по полу;
  • Frappe,battement (глагол frapper — ударять) – открытая в любом направлении рабочая нога резко подводится в положение urlecou-de-pied, после чего акцентированно раскрывается на носок в пол или на воздух;

  • Fouette (русская транскрипция [фуэте], прилагательное fouette обозначает «взбитый», глагол fouetter) – движение, которое танцовщица исполняет на пуантах в финале Pas dedeux. Это последовательность туров, которые выполняются на одном месте. Во время каждого поворота рабочая нога выполняет rond de jambe en l’air на 45°.

Данное движение имеет несколько вариаций:

  • Fouette en tournant на 45° En dehors. В тот момент, когда левая нога находится в demi-plie, правая раскрывается во 2 позиции на 45 о , tout en dehors на левой ноге. В момент исполнения рабочая нога прикасается к опорной на икре. Руки в это время находятся в подготовительной, либо первой позиции. Остановка выполняется на demi-plie, руки и нога раскрыты во 2 позиции. Начинается движение с правой ноги, при этом опорная не сворачивается. Если выполнять Fouette несколько раз подряд, оно начинается с preparation в 4 позиции, подъема на пуанты, выполнения tour en dehors;
  • Fouette en tournant на 45° En dedans выполняется так же, но рабочая нога сначала идет перед икрой, а затем назад. Упражнение является обязательным в обучающей программе, однако редко встречается на сцене;

Французская балетная школа схожа с русской. Движения: les fouettesen dedans et endehors, les fouettes sautes, les fouettes sur pointes ou demi-pointes. Танцовщик выполняет pique на правую ногу. В это время левая поднимается вперед, танцовщица выполняет tour на пальце (surlapointe) или полупалце (demi-pointe), а левая остается вытянутой в воздухе. Заканчивается движение в en arabesque sur pointe (oudemi-pointe).

В американской балетной школе Fouette en tournant на 45° En dehors. В отличие от русской школы, где рабочая нога во время tour прикасается к середине икры сзади, а потом переходит на перед икры левой ноги (petit Battement), в американской школе рабочая нога выполняет demi rond на 45°. Это придает фигуре дополнительного форса, но в то же время может грозить «выпусканием бедра» и сходом балерины с оси. За счет такого исполнения Fouette выполняется с продвижением в сторону или вперед.

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — лидер рейтинга! Бесплатное обучение и демо счет!
    Контроль честности и надежности!
    Получите бонус за регистрацию на сайте Бинариум:

  • ФинМакс
    ФинМакс

    2 место в нашем рейтинге. Надежный брокер!

  • Grand Fouette. Вобрал в себя учение французской и итальянской школ;
  • Les fouette sendehors. Поза croisee обозначает назад левой ноги. Coupe на полупальцах левой ноги, руки переходят во вторую позицию, левая нога опускается в demi-plie, а левая рука в 1 позицию. В тот момент, когда танцовщица проводит полусогнутую правую ногу вперед на 90 о , она поднимается на полупальцы левой, быстро обводит правой ногой Grand rond de jambe назад и заканчивает на левую ногу в demi-plie в III arabesque (в положении en face — лицом на зрителя). Руки выполняют Port de bras: левая поднята на 3 позицию и проходит на 2, в то время, как правая переводится в 3 и переходит через правую на III arabesque при опускании левой ноги в плие;
  • Les fouette sendedanse tendedans – идентичный принцип выполнения;
  • Grand Fouette en tournanten dedans. Танцовщица становится в позу croisee вперед левой ногой, опускается в demi-plie на левой ноге, вскакивает на полупальцы и выбрасывает правую ногу во 2 позицию (alaseconde) на 90°(120°) — Grand battement jete. Во время поворота бросает размахом правую ногу через passe parterre (проходящая позиция). В этот момент опорная нога проворачивается на полупальцах, а правая нога остается на прежней высоте.
  • Grand Fouette entournanten dedans. Или итальянское фуэте. Исполняется на пальцах по такой же схеме. Единственное различие: начинается движение не с plie, а с surlecou depied. Заканчивается в attitude на пуантах. 3 позиция для правой руки и первая для левой.
  • Grand Fouette en tournant saute исполнение такое же, какGrand Fouette en tournan tendedans, только левая нога отрывается от пола в прыжке, поворот исполняется в воздухе на прыжке левой ноги.
  • Сhaines, tours (в буквальном переводе цепочка поворотов). Движение такое же, что и tour schaines-deboules – несколько быстрых полуповоротов на пальцах/полупальцых подряд. В момент выполнения может выполняться продвижение по кругу или по диагонали. Каждый поворот выполняется на 180 о через переступание с ноги на ногу. В зависимости от телосложения танцовщика и художественных целей, движение может выполняться 1, 5 или 6 позициям на ровных ногах или в деми – плие. В классическом балете это движение зачастую завершает вариации или танцевальные композиции. На усмотрение режиссера – постановщика могут быть и другие варианты;
  • Changementdepied (в дословном переводе — смена ноги) – смена стоп в 5 позиции любым способом. Обычно этот термин подразумевает сhangement depied saute – прыжок на обеих ногах с продвижением в любом направлении (сhangement depied de volee). В момент исполнения ноги меняются в 5 позиции. Движение может выполняться на любой амплитуде прыжков, с максимальной фиксацией 5 позиции перед сменой ног (grand changement depied), или на мелких прыжках с минимальным отрывом носков от пола (petit changement depied). Возможно выполнение с поворотом на любую часть круга, вплоть до полного разворота на 360 о . Итальянский сhangement depied выполняется через сгибание ног в прыжке (угол сгиба может быть абсолютно разным);

На пальцах/полупальцах фигура выполняется как вскок на обе ноги с одновременной сменой ног в позиции, либо в виде прыжка, который начинается и заканчивается на пальцах/полупальцах по 5 позиции, без полного опускания на стопу;

  • Chasse, pas(глагол chasser — гнать, разгонять) – прыжок, во время которого вытянутые ноги собираются в воздухе в 5 позиции, а танцовщик продвигается в любом из направлений. Начало может быть с sissonne tombee, pas failli, бега и других движений, которые позволяют сделать подскок и продвинуться в воздухе. Может использоваться как подготовительное движение к прыжку или большому вращению. Самостоятельно выполняется несколько раз подряд. В историко – бытовых представлениях выполняется без прыжка в скольжении и подъемом на полупальцы в 5 позиции;
  • Chat — то же самое, что и Pas dechat.
  • Ecartee, поза (глагол ecarter — отклоняться) – поза, которая выстраивается из epaulement в 5 позиции с отведением одной из ног в сторону. В это время корпус отклоняется от талии к опорной ноге. Малые позы ecartee исполняются с вытянутым в пол носком, средние – с поднятием ноги на 45 о , а большие на 90 о и выше. Опорная нога стоит на полной стопе, пальцах/полупальцах, колено полностью натянуто, или в позиции demi-plie. Рабочая нога вытянута в колене, стопа натянута. Движение может выполняться в прыжке, положение рук любое. Поза ecartee имеет два вида:

  • Ecartee вперёд. Работающая нога открыта вперед по диагонали во 2 позиции, то есть на зрителя. В это время голова повернута в ту же сторону, приподнята, взгляд устремляется вверх;
  • Ecartee назад. Работающая нога открыта назад по диагонали во 2 позиции, от зрителя. Голова поворачивается к опорной ноге, а взгляд устремляется вниз.
  • Echappe, pas(глагол echapper — уходить вперед, вырываться) – прыжок на двух ногах, в момент которого в воздухе изменяется позиция ног. Зачастую в составе два движения:
    • первое: ноги из 5 позиции в прыжке раскрываются во 2 или в 4 позицию;
    • второе: ноги снова сводятся в 5 позицию;

    Существует вариант исполнения, когда pas echappe оканчивается на одну ногу, в то время, как вторая нога после второго движения остается в положении surlecou-de-pied впереди/сзади, или фиксируется в открытом положении в любую сторону. По тому же принципу pas echappe исполняется со вскоком на пальцы;

    Pas double echappe заключается в том, что между двумя главными движениями вставляется temps leve на прыжке или с подъемом на пальцы/полупальцы без изменения позиции. Также возможна перемена позы epaulement.

    Прыжки бывают малые и большие. В момент исполнения grand pas echappe во время прыжка ноги максимально долго задерживаются в исходной или толчковой позиции, а раскрываются во 2 или 4 позиции перед самым приземлением.

    Прыжок может быть выполнен на продвижение, в повороте, или с заноской. Для petit pas echappe battu делается одна заноска, а для grand pas echappe нужная двойная заноска на максимальном взлете;

    Effacee, поза (глагол effacer — убирать, прятать) – поза, которая выстраивается из epaulement efface в 5 позиции с отведением ноги вперед или назад. Малые позы effacee исполняются с вытянутым носком в пол, средние – на высоте 45 о , большие – 90 о и выше. Положение опорной ноги на полной стопе, пальцах/полупальцых, натянута в колене, либо в demi-plie. Рабочая нога может быть ровной, или согнутой в колене. Выполняется в воздухе, или на прыжке. Положение рук и головы может бесконечно меняться, варьируя изменения позы;

    • Epaulement: (от epaule – плечо) – положение, во время которого танцовщик становится вполоборота к зеркалу, или на зрителя. Стопы, бедра и бедра развернуты в правую либо в левую сторону от зрителя на 45 о или на 135 о . Голова поворачивается на плечо, которое направлено вперед. Такое положение дает танцу трехмерность, делает его более выразительным и артистическим. При выполнении, танцовщик должен контролировать угол поворота головы, положение плеч и направление взгляда.

    Движение делится на два типа — croise и efface:

    • Epaulement croise (глагол croiser — скрещивать) – поза, во время которой ноги находятся в любой скрещенной позиции (3,4,5). На зрителя повернуты одноименные плечо и нога. Голова поворачивается в сторону повернутого плеча. Эта позиция позволяет принимать любые позы через открытую ногу;
    • Epaulement efface (глагол effacer — убирать, прятать) — поза, во время которой ноги находятся в любой скрещенной позиции (3,4,5), но впереди стоит нога, противоположная плечу, повернутому на зрителя. Это положение позволяет занять любую позицию effacee через открытие ноги вперед или назад.

    Итак, вы ознакомились с основными терминами классической хореографии. Надеемся, что эти знания помогут вам лучше разбираться в балете, понимать смысл танца и получать удовольствие от представлений.

    Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
    • Бинариум
      Бинариум

      1 место — лидер рейтинга! Бесплатное обучение и демо счет!
      Контроль честности и надежности!
      Получите бонус за регистрацию на сайте Бинариум:

    • ФинМакс
      ФинМакс

      2 место в нашем рейтинге. Надежный брокер!

Добавить комментарий